Уильям Моррис (1834-1896) наиболее известен в наши дни как дизайнер роскошных узоров для текстиля и обоев, но он был намного более многогранной личностью.
Он также известен как писатель и поэт, переводчик, общественный деятель, Моррис изначально учился на архитектора и хотел стать художником.
Его узоры для текстиля и обоев были революционными в то время и совершенно противоречили моде без преувеличения. Они отличались мягкими, плоскими цветами, стилизованными естественными формами, симметрией и чувством порядка.
Он создавал структуру с помощью своих рисунков, рисуя сильные, ритмичные и плавные линии из форм листьев, виноградных лоз и ветвей, и, он часто накладывал основной узор на меньший рецессивный фоновый узор, чтобы заполнить пространство.
По сути, структура была для него основополагающей. «Никакая деликатность не может быть слишком велика при рисовании линий узора, никакая забота о правильности линий с самого начала не может быть отброшена, потому, что красота деталей впоследствии не может исправить никаких недостатков этого».
Фото по часовой стрелке сверху слева – обои Acanthus; рисунок текстиля из птиц и анемонов; обои Bough; рисунок текстиля из розы и чертополоха; обои с календулой {изображения взяты с http://collections. vam. ac. uk}
Моррис вырос в Англии в богатой семье среднего класса. Во время учебы в Оксфорде он подружился с художниками из группы прерафаэлитов, в том числе с Эдвардом Бёрн-Джонсом, а затем с Данте Габриэлем Россетти.
Эта группа была посвящена реформированию искусства и отстаивала достоинства готического и средневекового стилей за их богатый цвет и обилие деталей.
Идеи прерафаэлитов глубоко повлияли на взгляды Морриса в искусстве.
Примерно в 1860 году он нанял своего друга и архитектора Филиппа Уэбба спроектировать новый дом для него и его жены.
Затем вместе с некоторыми из своих друзей-прерафаэлитов он обставил и украсил новую обитель.
Это был такой приятный опыт, что они решили основать в Лондоне свою собственную компанию по поставке широкого ассортимента домашней мебели, посуды, витражей и плитки (первоначально называвшейся Morris, Marshall, Faulkner & Co, а затем просто Morris & Co).
На фото: Ковер Bullerswood, разработанный Уильямом Моррисом и Джоном Генри Дирлом, 1889 год, Лондон, Англия.
Кроме того, из-за того, что он не смог найти обои для стен, которые ему понравились бы для его собственного дома, William Morris разработал дизайн своих собственных, позднее они были добавлены в каталог компании.
На фото обои и текстиль Уильяма Морриса.
На его эстетику повлияла и его политическая точка зрения. Откровенный социалист, Моррис говорил и писал на эту тему на протяжении всей своей жизни и оказал большое влияние на историю социализма в Англии.
Социализм в искусстве переводился для него как равенство искусства, ремесла и дизайна, ценность хорошего мастерства и идея о том, что хороший дизайн должен быть доступен всем, а не только богатым.
На самом деле эти идеи не могли работать в капиталистическом обществе, и это становилось для него все более болезненной философской борьбой, особенно когда стало ясно, что прекрасные изделия ручной работы его мастерской могут позволить себе только богатые буржуа.
William Morris глубоко уважал мастерство, и, помимо исследования, использования и продвижения традиционных методов окрашивания и печати, он сыграл важную роль в возрождении ряда старых техник, таких как блочная (матричная) печать.
Он также использовал техники других культур, наиболее важным из них был восточный метод печати индиго (indigo discharge method), который он часто использовал и восхищался его четкостью и детализацией.
Он также отказался от агрессивных химических анилиновых красок, предпочитая насыщенность натуральных растительных красок.
По часовой стрелке сверху слева: ткань Strawberry Thief; обои «Пимпернель»; обои из виноградной лозы; обои Крайстчерч; обои с жасмином {изображения взяты с http://collections. vam. ac. uk}
В перерывах между своими политическими выступлениями и работой в Morris & Co он находил время для перевода исландских фольклорных сказок и средневековых английских текстов, а также писал многочисленные стихи, сборники рассказов и романы.
Моррис основал издательство Kelmscott Press в 1891 году, которое выпустило шедевр книжного дизайна — иллюстрированное издание произведений Джеффри Чосера.
На фото: книга, дизайн которой был разработан Уильямом Моррисом, изданная Kelmscott Press, 1894 г., Хаммерсмит, Англия.
На момент смерти его больше всего помнили за его произведения, особенно за нашумевшую утопическую фантастику «Новости из ниоткуда».
Его текстильные принты по-прежнему невероятно популярны, и многие из них производятся и по сей день.
Галерея кликабельна:
William Morris обои для стен
За свою карьеру Уильям Моррис выпустил более 50 дизайнов обоев. Эти дизайны приняли в себя натуралистичный и очень британский подход к рисунку, который был одновременно новым и довольно радикальным.
Успех дизайна Морриса был основан на его наблюдением за природой.
Его дизайн сосредоточился на растительных формах, выраженных в роскошном натуралистическом стиле (например, «Акантус» или «Пимпернель») или в более плоском и более формализованном стиле (например, «Подсолнух» или «Потолок Сент-Джеймс»).
На фото: обои Acanthus, дизайн Уильяма Морриса, производство Jeffrey & Co., 1875 г., Англия.
Проекты Морриса всегда были тонким, стилизованным воплощением естественных форм, а не буквальными транскрипциями.
Обладая естественным чутьем, Моррис производил принты, которые уравновешивали форму и порядок.
На фото: Обои с подсолнухами, разработанные Уильямом Моррисом, изготовлены и напечатаны компанией Jeffrey & Co., 1879 г., Англия.
Ранние проекты
В начале 1860-х годов британский рынок обоев переживал бум, когда массовое производство бумаги предлагало домовладельцам более дешевую альтернативу отделке стен на текстильной основе.
Осознавая растущую популярность обоев, Моррис сделал их одной из первых вещей, которые его новая компания по оформлению интерьеров запустила в серийное производство.
Первый дизайн, разработанной Моррисом, была «Решетка» в 1862 году, навеянный шпалерой из роз в саду Красного дома, дома Морриса в Кенте; второй была «Маргаритка» (1864 г.), простой рисунок из наивно нарисованных луговых цветов. Следующий узор, «Фрукты» (1865 г.), также продемонстрировал тот же неформальный натурализм, что и первые два рисунка Морриса.
Все эти обои для стен и почти все, что Моррис затем разработал, были напечатаны с использованием вырезанных вручную деревянных матриц, пропитанных натуральными красками на минеральной основе.
На фото: Обои Trellis, разработанные Уильямом Моррисом и Филлипом Уэббом, напечатаны Jeffrey & Co., 1862 год, Англия.
В первые годы продажи обоев были довольно ограниченными. Дизайн Морриса не соответствовал моде 1860-х годов, предлагавшей обои в сверх натуралистическом «французском» стиле, в фокусе которого были пышные цветы и использование иллюзорных эффектов, таких как trompe l’œil (обманка, или тромплёй «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») .
Хотя Моррис также сосредоточился на растениях, его работы восхваляли простые формы, которые он видел в британских садах, полях и живых изгородях, а не экзотические цветы.
На фото: «фруктовые» обои, Уильям Моррис, 1865 – 66, Англия.
Спокойно радикальные проекты Морриса заметно отличались более «честными» принтами без иллюзии трехмерности.
Работы Морриса также были «плоскими» и в какой-то степени стилизованными, но в них не было строгой формальности геометрических рисунков, как у других дизайнеров, например, Оуэн Джонс и Огастус Пугин (Owen Jones и Augustus Pugin).
Дизайн обоев, Август Пугин (Augustus Pugin), 1851 год, Англия.
Становление
Это произошло в 1870-х годах, когда Моррис действительно освоил дизайн обоев, период, в течение которых он создал многие из своих самых популярных принтов, таких как «Жаворонок» (1872 г.), «Жасмин» (1872 г.), «Ива» (1874 г.), « Бархатцы» (1875 г.), «Венок» и «Хризантема» (1876–87).
Все эти узоры используют обильную закручивающуюся листву, некоторую степень трехмерности и тесное переплетение переднего плана и фона.
Все они требовали сложной техники печати, которая включала большое количество отдельных печатных блоков, что в результате влияло на цену продукции.
Обои для стен Морриса начали рекомендовать во многих книгах по дизайну, включая доступную серию «Искусство дома» (1876–83). В результате их постепенно стали использовать в новостройках «более творческого» среднего класса.
На фото: Обои листья живокости, дизайн Уильяма Морриса, производство Jeffrey & Co., 1874 г., Англия.
Дизайн Морриса начал получать признание семей в аристократических кругах. В первой половине 1880-х годов граф и графиня Карлайл, дружившие с Моррисом и его женой, использовали обои «Птица и анемоны» и две версии принтов с изображением подсолнухов для обновления интерьеров замка 18 века в Йоркшире.
На фото: Обои в виде венков, дизайн Уильяма Морриса, производство Jeffrey & Co., 1876 год, Англия.
В 1880 году Морриса попросили оформить комнаты в лондонском Сент-Джеймском дворце, для чего он создал специальную серию обоев St. James’s. Для этого дизайна с соответствующим роскошным рисунком потребовалось 68 отдельных печатных блоков для создания повтора на широких бумажных полотнах, а вертикальный повтор составлял 127 см.
Затем в 1887 году королева Виктория поручила Morris & Company создать специальный дизайн обоев для замка Balmoral с включенным в него шифром «VRI».
Эти заказы, несомненно, способствовали коммерческому успеху дизайна Морриса, а также помогли укрепить его репутацию: к 1884 году «моррисонский стиль» стал нарицательным термином, а дизайн обоев больше не был анонимным искусством.
Проблемы с продвижением продукции
Несмотря на энтузиазм художественных и аристократических кругов, обои для стен Морриса никогда не пользовались всеобщим вниманием как украшением обычного дома.
В 1892 году в «Журнале декоративного искусства» один комментатор сказал, что «… узоры Морриса роскошны по размеру, и, хотя их окраска очень красива и мягка, масштабы рисунков исключают возможность использования домах обычных обывателей».
Конечно, некоторые крупные узоры хорошо «работают» в небольших комнатах, но это шло вразрез с преобладающим мнением викторианских законодателей вкуса, считавшим, что «обои должны быть чистым и простым фоном», включая Оскара Уайльда, которому явно не нравились работы Морриса.
На фото: обои Pink and Rose, дизайн Уильяма Морриса, производство Jeffrey & Co., около 1890 года, Англия.
Несмотря на свой интерес к дизайну обоев, Моррис рассматривая их лишь как сносную замену более роскошным текстильным настенным покрытиям.
Он сохранил некоторый старый снобизм в отношении обоев как имитации более дорогого материала.
И с начала 1880-х годов дизайн обоев стали меньше занимать Морриса, поскольку его энергия была сосредоточена на производстве текстиля на заводе Merton Abbey Mills.
На фото: обои, дизайн Уильяма Морриса, производство Jeffrey & Co., 1896 год, Англия.
Хотя его обои для стен были слишком дорогими для большинства людей, к концу 19 века дизайн Морриса начал оказывать значительное влияние на весь рынок декоративных отделок для стен.
Другие дизайнеры и производители начали производить более дешевые обои в «стиле Морриса», пытаясь воссоздать привлекательность его дизайна.
И после смерти Морриса следующее поколение дизайнеров осознавало необходимость работы с его наследием. Например, Чарльз Войзи создал проекты, которые явно свидетельствуют о влиянии Морриса на использование им плоских сложных узоров, а также на его предпочтение к стилизованным органическим формам и мотивам природы.
На фото: Обои Saladin, дизайн Чарльза Войзи, производство Essex & Co., 1897, Англия.
Качество печати значительно уступает продукции фабрики Уильяма Морриса.
Для того, чтобы вы могли оценить трудоемкость процесса печати обоев блочным методом с деревянных матриц (похожий процесс печати набивного ситца), посмотрите видео процесса воссоздания обоев Acanthus, дизайна William Morris, который может занять до 4 недель, с использованием 30 различных матриц и 15 отдельных цветов.
Это видео воссоздает кропотливый процесс создания обоев 1874 года.